#define _GNU_SOURCE // для определения расширенных возможностей glibc #include #include // POSIX очереди сообщений: mq_open, mq_send, mq_receive, mq_timedreceive #include // sig_atomic_t, signal, SIGINT #include // bool, true/false #include #include // printf, fprintf, perror #include // atoi, malloc/free при желании #include // memset, strncpy, strncmp #include // константы прав доступа к объектам ФС #include // clock_gettime, nanosleep, struct timespec #include "common.h" // описания REQ_QUEUE, NAME_MAXLEN, req_msg_t, rep_msg_t и т.п. #ifndef MAX_CLIENTS #define MAX_CLIENTS 128 // максимальное число клиентов, чьи очереди мы запомним #endif // Глобальный флаг остановки сервера по сигналу static volatile sig_atomic_t stop_flag = 0; // Обработчик SIGINT: просто выставляет флаг static void on_sigint(int) { stop_flag = 1; } // Удобная функция "уснуть" на ms миллисекунд static void msleep(int ms) { struct timespec ts = { .tv_sec = ms / 1000, .tv_nsec = (ms % 1000) * 1000000L }; nanosleep(&ts, NULL); } /* Простейший реестр клиентов: массив имён их ответных очередей */ static char clients[MAX_CLIENTS][NAME_MAXLEN]; static int client_count = 0; // Добавляет имя очереди клиента в список, если его там ещё нет static void add_client(const char *name) { if (!name || name[0] == '\0') return; // Проверка на дубликат for (int i = 0; i < client_count; ++i) { if (strncmp(clients[i], name, NAME_MAXLEN) == 0) return; } // Если есть место — копируем имя в массив if (client_count < MAX_CLIENTS) { strncpy(clients[client_count], name, NAME_MAXLEN - 1); clients[client_count][NAME_MAXLEN - 1] = '\0'; client_count++; } } /* Рассылает всем запомненным клиентам сообщение STOP (granted=0, remain=0) */ static void send_stop_to_clients(void) { rep_msg_t stoprep; memset(&stoprep, 0, sizeof(stoprep)); stoprep.granted = 0; stoprep.remain = 0; for (int i = 0; i < client_count; ++i) { // Открываем очередь ответа клиента только на запись mqd_t q = mq_open(clients[i], O_WRONLY); if (q == -1) { // Лучшая попытка: если открыть не удалось — просто пропускаем continue; } // Отправляем структуру-ответ без приоритета (0) mq_send(q, (const char *) &stoprep, sizeof(stoprep), 0); mq_close(q); } } int main(int argc, char **argv) { // Ожидается: total_honey, portion, period_ms, starvation_ms if (argc != 5) { fprintf(stderr, "Usage: %s \n", argv[0]); return 2; } // Разбираем параметры симуляции int remain = atoi(argv[1]); // сколько "мёда" всего int portion = atoi(argv[2]); // сколько Винни ест за один подход int period_ms = atoi(argv[3]); // период "еды" в миллисекундах int starvation_ms = atoi(argv[4]); // через сколько мс без еды считаем, что Винни умер с голоду if (remain < 0 || portion <= 0 || period_ms <= 0 || starvation_ms < 0) { fprintf(stderr, "Bad args\n"); return 2; } // На всякий случай удаляем старую очередь запросов, если осталась mq_unlink(REQ_QUEUE); // Настроиваем атрибуты очереди запросов struct mq_attr attr; memset(&attr, 0, sizeof(attr)); attr.mq_maxmsg = 10; // максимум 10 сообщений в очереди attr.mq_msgsize = sizeof(req_msg_t); // размер одного сообщения = размер структуры запроса // Открываем общую очередь запросов: создаём и даём читать/писать // (читаем заявки и также сможем через неё послать STOP при желании) mqd_t qreq = mq_open(REQ_QUEUE, O_CREAT | O_RDWR, 0666, &attr); if (qreq == (mqd_t) -1) { perror("mq_open qreq"); fprintf(stderr, "Hint: ensure msg_max>=10 and msgsize_max>=%zu\n", sizeof(req_msg_t)); return 1; } // Для отладки выводим реальные атрибуты очереди struct mq_attr got; if (mq_getattr(qreq, &got) == 0) { fprintf(stderr, "Server: q=%s maxmsg=%ld msgsize=%ld cur=%ld\n", REQ_QUEUE, got.mq_maxmsg, got.mq_msgsize, got.mq_curmsgs); } // Обработчик Ctrl+C: аккуратное завершение signal(SIGINT, on_sigint); fprintf(stderr, "Server: started remain=%d portion=%d period=%dms starve=%dms\n", remain, portion, period_ms, starvation_ms); // Инициализируем "текущее время" и моменты следующего приёма пищи / последней еды struct timespec now; clock_gettime(CLOCK_MONOTONIC, &now); long long now_ns = (long long) now.tv_sec * 1000000000LL + now.tv_nsec; long long next_eat_ns = now_ns + (long long) period_ms * 1000000LL; // когда Винни в следующий раз ест long long last_feed_ns = now_ns; // когда он ел в последний раз req_msg_t req; // буфер для входящего запроса bool need_stop_broadcast = false; // флаг: нужно ли разослать клиентам STOP // Главный цикл сервера: обрабатываем запросы и "еду" до сигнала или окончания мёда while (!stop_flag) { // Обновляем текущее время clock_gettime(CLOCK_MONOTONIC, &now); now_ns = (long long) now.tv_sec * 1000000000LL + now.tv_nsec; // Сколько мс до следующего приёма пищи int sleep_ms = (int) ((next_eat_ns - now_ns) / 1000000LL); if (sleep_ms < 0) sleep_ms = 0; // Дедлайн для mq_timedreceive: ждём сообщение не дольше sleep_ms struct timespec deadline = { .tv_sec = now.tv_sec + sleep_ms / 1000, .tv_nsec = now.tv_nsec + (sleep_ms % 1000) * 1000000L }; if (deadline.tv_nsec >= 1000000000L) { deadline.tv_sec++; deadline.tv_nsec -= 1000000000L; } // Пытаемся принять запрос до наступления дедлайна ssize_t rd = mq_timedreceive(qreq, (char *) &req, sizeof(req), NULL, &deadline); if (rd >= 0) { // Успешно прочитали структуру запроса if (req.want != 0) { // Регистрируем очередь ответа клиента, чтобы уметь послать ему STOP add_client(req.replyq); rep_msg_t rep; if (remain > 0) { int grant = req.want; if (grant > remain) grant = remain; remain -= grant; rep.granted = grant; // сколько реально дали rep.remain = remain; // сколько осталось } else { // Мёд закончился — ничего не даём rep.granted = 0; rep.remain = 0; } // Открываем очередь ответа клиента и отправляем ему ответ mqd_t qrep = mq_open(req.replyq, O_WRONLY); if (qrep != (mqd_t) -1) { mq_send(qrep, (const char *) &rep, sizeof(rep), 0); mq_close(qrep); } } } else if (errno != ETIMEDOUT && errno != EAGAIN) { // Любая ошибка, кроме "таймаут" или "временно нет сообщений", логируется perror("mq_timedreceive"); } // После приёма (или таймаута) обновляем текущее время и проверяем, пора ли Винни есть clock_gettime(CLOCK_MONOTONIC, &now); now_ns = (long long) now.tv_sec * 1000000000LL + now.tv_nsec; if (now_ns >= next_eat_ns) { if (remain > 0) { // Винни ест свою порцию (или остаток, если мёда меньше порции) int eat = portion; if (eat > remain) eat = remain; remain -= eat; last_feed_ns = now_ns; fprintf(stderr, "Winnie eats %d, remain=%d\n", eat, remain); } else { // Мёда нет: проверяем, не умер ли Винни с голоду (starvation_ms) if (starvation_ms > 0 && (now_ns - last_feed_ns) / 1000000LL >= starvation_ms) { fprintf(stderr, "Winnie starved, stopping\n"); need_stop_broadcast = true; break; } } // Планируем следующий приём пищи через period_ms next_eat_ns = now_ns + (long long) period_ms * 1000000LL; } // Если мёд закончился, надо будет всем сообщить STOP и завершаться if (remain <= 0) { need_stop_broadcast = true; break; } } // При нормальном окончании (мёд закончился или Винни умер с голоду) // посылаем всем клиентам STOP if (need_stop_broadcast) { fprintf(stderr, "Server: broadcasting STOP to clients\n"); send_stop_to_clients(); msleep(100); // даём клиентам время получить сообщение } // Закрываем и удаляем очередь запросов mq_close(qreq); mq_unlink(REQ_QUEUE); fprintf(stderr, "Server: finished\n"); return 0; }